Согласовано: Педагогическим .советом протокол № 2 от 28.12 .2008г. директор школы Муратшин И.М
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Средней общеобразовательной школы имени М.М.Шаймуратова с.Шаймуратово муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан на 2008-2012 гг.
Разработали: заместитель директора по УВР Кинзябулатова Г.А заместитель директора по ВР Каримова Г.С
Шаймуратово-2008
1.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЫ В своем развитии школа ориентируется на следующие приоритетные ценности:
( возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей , образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка;
Данные ценности определяют цели развития школы:
В соответствии с этим образовательная программа школы - это целостная система мер по гуманизации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности, социума. Принципы, перечисленные выше, лежат в основе построения программы, сориентированной на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика. Воспринимая ребенка таким, каков он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, мы должны создать условия для самореализации этой личности, с одной стороны, с другой - предупредить развитие негативного в личности каждого школьника. Настоящая программа определяет стратегию и развитие школы, и основные направления деятельности по ее реализации.
2. Паспорт программы развития Муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа им. М.М Шаймуратова на 2008–2012годы.
3. Информационная справка о школе 3.1. Историческая справка о школе. МОБУ СОШ им.М.М.Шаймуратова расположена по адресу 453018, Кармаскалинский район, село Шаймуратово,улица Советская, 39, тел.2-67-38 Школа основана в 1914 году. Новое здание школы – 1987г.
3.2. Общие сведения о школе и контингенте учащихся В 2007-2008 учебном году школа работала в режиме 6-ти дневной недели, в ней занималось 11 классов, в которых на конец учебного года обучалось 114 ученика
Контингент обучающихся составляют школьники с 1 по 11 класс, дети, которые ежегодно поступают 1 ступень (1-4 классы) – 4 классов-комплектов Ø 2 ступень (5-9 классы) – 5 классов-комплектов Ø 3 ступень (10-11 классы) – 2 класса-комплекта.
3.3. Статистика основных показателей работы школы за последние три года
3.4. Кадровые ресурсы Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 17 педагогов, в их числе– 4 мужчина. В школе работает ·Заслуженный учитель РФ – 2 человека. ·
По стажу работы: Пенсионеры - нет Средний возраст педагогического коллектива 42 года.
Кадровый потенциал образовательного учреждения
Из таблицы видно, что кадровый потенциал педагогического коллектива школы высокий. Основную часть коллектива составляют учителя с повышенной способностью к саморазвитию. 3.5. Режим работы Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - шестидневная учебная неделя во 1-11-х классах. Продолжительность уроков в 1-х классах –35 минут, в 2-11 классах- 45 минут. Продолжительность перемен между уроками- 15 минут. После второго и третьего урока перемена 20 минут с целью организации горячего питания учащихся. Вторая половина дня обеспечивает занятость учащихся по интересам: индивидуальные консультации, работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела классов. Во внеурочное время работают кружки «Умелые руки» (кружок по вязанию» танцевальная, спортивные секции по легкой атлетике, футболу, баскетболу, волейболу в которых занимаются 75% учащихся. Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся: для первой и второй ступеней обучения - четыре раза в год по итогам четвертей, для третьей ступени обучения - два раза в год по итогам полугодий.
3.6.Материально-техническая база Школа функционирует в здании постройки 1987 года. Здание 3-х этажное типовое, блочное. В школе 16 оборудованных учебных кабинетов. Библиотека обладает общим фондом 13600 книг, в том числе 2817 учебная литература, 1757 методическая литература, 9026 художественная литература, медиотека содержит 87 дисков, 8 кассет с видеофильмами, имеет компьютер и принтер. Компьютерный класс подключен к Интернету, имеет 6 компьютеров, сканер, принтер и многофункциональное устройство (принтер-сканер-ксерокс), Кабинеты: -обслуживающего труда (- комбинированная мастерская (станок токарный по дереву -2, станок точильный -2, станок сверлильный -1, циркулярная пила -1, столярный верстак –6, станок строгальный -1, станок круглопильный -1); -спортивный зал (лыжи 21 пар, козел -1, «конь» -1, маты -2, спортивные мячи -20, шведская стенка трехсекционная-5, обручи-9, баскетбольные щиты с кольцами-2, волейбольная сетка -1); Стадион, имеющий беговую дорожку, волейбольную площадку, футбольное поле. Имеется оборудованная столовая. Для проведения внеклассной работы используется магнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат, есть телевизор и DVD плейер В школе создан музей. Он открыт в 19 году. Большое внимание уделяется изучению истории 112 башкирской кавалерийской дивизии. 3.7. Организация образовательного процесса Учебный план основной и средней школы создан на основе примерных учебных планов общеобразовательных учреждений, разработанных на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 322 от 9 февраля 1998 года. Учебный план школы составлен с соблюдением санитарных требований, материально-технического обеспечения, с учетом условий, в которых находится школа на данный учебный год Вопросы экологии рассматриваются при изучении курсов биологии, географии.
Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное.
3.8 Инновации в образовательной и воспитательной деятельности: · Создание системы работы с одарёнными детьми . · Введение в традицию школы ежегодное выявление «Ученика года» по результатам учебного года по номинациям: «Учеба», «Спорт», «Культура». · Рейтинговая оценка профессиональной деятельности учителя. 3.9.Приоритетное направление деятельности учреждения. 1. Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности (Программа «Одаренные дети» и Положение о создании НОУ учащихся). 2.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни. ( Программа «Здоровый образ жизни») 3. Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях школьного образования (План работы по преемственности) 4. Повышение уровня профессионального мастерства учителя (Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей) 5 Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, формирование понятия Родина в жизни человека, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами. ( Программа «Растим патриотов Отечества») Коллектив учителей ведет целенаправленную работу с одаренными детьми по разработанной и утверждённой программе «Одарённые дети» В рамках этой программы в школе стали традиционными различные конкурсы, предметные недели, предметные олимпиады по физике, математике, биологии, русскому языку, химии, географии, немецкому языку, обществознанию, технологии. Тематические выставки рисунков, интеллектуальные игры школьников, проведение школьной научно-практической конференции. Лучшие ученики участвуют в районных олимпиадах. Принимаем мы активное участие в Международной игре-конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех» и Международный математический конкурс «Кенгуру – математика для всех», в «Матлет» Для развития творческой активности учащихся учителя – предметники имеют предметные кружки по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации .Шестой год мы участвуем в районной, научно-практической конференции учащихся. Учащиеся получают дипломы Учащиеся нашей школы результативно выступают во всех районных предметных олимпиадах.
В школе сформировался и утвердился замечательный коллектив учителей, которые стремятся сделать каждый шаг ребенка творческим самоутверждением, на уроках создаются оптимальные условия для самовыражения детей. Стиль работы школы – научить учиться. Учителя нашей школы работают творчески, обладают гибкостью, подвижностью мышления, способностью реагировать на непредвиденные обстоятельства. Они выработали в себе способность комбинировать известные системы обучения, преобразуя их в новые, конструировать их в различные сочетания. На базе нашей школы проводятся районные семинары учителей-предметников.. Учителя принимают участие в конкурсе «Учитель года», а также в научно исследовательской работе. В школе организована работа школьных методических объединений учителей- предметников,. Коллектив учителей сосредотачивает внимание на следующих аспектах: глубоком усвоении содержания и методики новых программ и учебников; усилении развивающего начала в обучении; преодоление перегрузки учащихся; усиление практической направленности образования; овладении современными требованиями к анализу урока, соблюдение преемственности на всех ступенях обучения. Администрация школы поддерживает учителей во всех начинаниях, оказывает помощь в творческом поиске, обеспечивает повышение квалификации. Одним из основных направлений нашей деятельности является сохранение и укрепление здоровья учащихся, согласно программе «Здоровый образ жизни». Проблема здоровья детей занимает одно из главных место в воспитательной работе нашей школы. Необходимость введения этой программы заключается в следующем:
Программа предусматривает организацию оздоровительной работы по следующим направлениям: -формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы. - разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек. - нормализация учебной нагрузки. - повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. В школе система оздоровительной работы, включает в себя методическое, спортивно-оздоровительное, медицинское направления, образовательную и воспитательную область, ученическое самоуправление, мониторинг уровня физического здоровья учащихся, систематическую работу по охране труда и технике безопасности и работу комиссии по оздоровлению, по организации питания учащихся и контролю за санитарно-гигиеническими нормами и их соблюдением. Взяв за основу своей деятельности перспективную программу здоровья, каждый учитель нашего коллектива организует свою деятельность по оздоровлению детей, по формированию у них ориентации на здоровый образ жизни и по улучшению физического и нравственного воспитания учащихся. Ежегодно команда школы принимает участие в оборонно-спортивных конкурсах ,посвященных ко Дню Защитников Отечества и в конкурсе «Безопасное колесо». Большое внимание уделяется воспитательной работе. Приоритетным является направление «Я гражданин », основная задача которого заключается в воспитании чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами. Большая работа ведется классными руководителями. Традиционными мероприятиями в нашей школе стали: День пионерии, , День матери, День здоровья, классные часы «Село моё родное», праздник «9 Мая», в «Праздник Букваря», , Последний звонок для выпускников школы, выпускные вечера. Понимая и признавая роль детей в организации жизни школы, мы пришли к необходимости создания школьного самоуправления.
3.10.Традициями школы являются: • открытость образовательного процесса; • уважение к личности ученика и педагога; • стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса; • создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей; • организация непрерывного образования учащихся; • признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика; • сохранение и передача педагогического опыта; • ориентация на использование передовых инновационных педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения; • активное включение выпускников школы в образовательный процесс.
3.12.Характеристика социума школы. Социум школы характеризуется следующими признаками: Село Шаймуратово расположено на юго-востоке Кармаскалинского района. Удаленность от районного центра составляет 12 километров. Удаленность от г.Уфы составляет 45 километров. В селе в настоящее время проживает 1164 жителя. Проблема заключается в том, что в селе нет ни одного сельскохозяйственного предприятия, поэтому большая часть трудоспособного населения профессионально невостребованные, что составляет высокий уровень безработицы, часть из них работают вахтовым методом на севере, либо в фермерских хозяйствах. В основном люди живут за счет своего подсобного хозяйства. У большинства семей отсутствуют нормальные бытовые условия. Большинство родителей ориентируют своих детей на получение среднего полного образования. В селе значительное количество многодетных семей -18. 3 ребенока воспитывается в семье опекуна, Неблагополучных семей - 10, неполных семей -13 , в них детей воспитывает одна мать,. Как правило, родители из таких семей мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей.. В селе отсутствуют центры для организованного досуга населения и занятия подростков во внеурочное время, кроме школы и Дома культуры. Отсюда вытекает одно из основных направлений работы – организация досуга учащихся через расширение сети кружков по интересам расширение сотрудничества с Домом культур, участие во всех мероприятиях села и района, организация работы с детьми «группы риска», что позволит снизить уровень правонарушений среди учащихся школы и повысить культурный уровень детей и молодежи. На основе изучения социума школы, учитывая, что в микрорайоне нет других учреждений для детей, можем сделать вывод, что необходимо по максимуму привлечь учреждения дополнительного образования, чтобы обеспечить занятость детей по интересам Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию.
4. Проблемно-ориентированный анализ 4.1. Результаты образовательного процесса За время своего существования школа завоевала авторитет среди населения сельского поселения. Родители начальных и основных школ, находящихся на территории поселения отправляют своих детей на учебу в нашу школу, считая, что именно здесь они могут получить те знания, которые им помогут в будущем. Кроме того, 5 педагогов нашей школы, включая директора, являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению. Для школы характерны следующие показатели образования учащихся: степень обученности учащихся за последние три года стабильно сохраняется на допустимом уровне, составляя по классам от 60% до 70%. Количество отличников составляет 9-10% от общего числа учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» -32%.
Результаты итоговой аттестации выпускников за два последовательных годаГосударственная итоговая аттестация11 классов
Низкий процент качества составляет письменный экзамен по русскому языку и литературе и математике (ЕГЭ) в 11 классе. Решая данную проблему, с 2006-2007 учебного года планируется введение индивидуально - групповых занятия по подготовке к ЕГЭ по математике в 10 и 11 классах, Результаты поступления выпускников школы в Вузы
4.3.Используемые в образовательном процессе школы педагогические технологии
4.4. Проблемы школы и способы их решения Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения (см. след. таблицу).
5. Концепция развития школы. 5.1 Факторы развития школы. Педагогическим коллективом школы за многие годы практической деятельности по обучению и воспитанию детей накоплен определенный опыт, позволяющий прогнозировать результативность образовательных услуг. При этом важен учет реальных механизмов достижения желаемого, которыми являются обозначенные выше направления развития школы как образовательного учреждения. Учителя школы в настоящее время стоят перед необходимостью разрешения ряда противоречий, которые рассматриваются ими как факторы развития:
Названные противоречия рассматриваются педагогическим коллективом как объективные факторы развития. Но при этом существуют и субъективные факторы, которые также влияют на процесс развития. К таким факторам мы относим противоречия между существующими личностно-значимыми отношениями родителей и учителей школы и отсутствием механизмов упорядочения и оптимизации этих отношений в структуре управления школой и другое противоречие – между наличием современной системы повышения квалификации кадров, ориентированной на овладение целостной педагогической культурой, и необходимостью ее индивидуализации.
5.2. Роль школы При формировании концепции будущего нашей школы, мы должны определить свою роль, то есть выяснить на какой социальный заказ необходимо ориентироваться и какие проблемы являются приоритетными. При определении концепции развития нашей школы мы видим два основных направления: 1. реализация модернизации образования; 2. удовлетворение запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов. Процесс развития школы должен способствовать повышению ее конкурентоспособности, чтобы она стала привлекательной для всех участников образовательного процесса, чтобы могла обеспечить личностный рост учащихся и их подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
5.3Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это: • государство и муниципалитет; • учащиеся; • их родители; • педагогическое сообщество. С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления: • оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся; • усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности; • обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника; • совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения • информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности. Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила: - возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования; - качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования; - интересный досуг детей; а также создавала условия для: - удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; -формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями; - сохранения и укрепления здоровья детей. Учащиеся желают, чтобы в школе: - было интересно учиться; - имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации; - была возможность получить качественное среднее образование - имелись условия для освоения современных информационных технологий. Педагоги ожидают: - создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности; - улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса; - создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности. Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития.
Таковыми являются: - модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе; - создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства; - создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса; - внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования. Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества образования). В социальном плане школа объективно находится на передовой обеспечения социальной мобильности, содействуя проектированию будущего различных социальных слоев: рабочих, бизнесменов, интеллигенции. Нельзя оставить без внимания и демографический фактор. Микрорайон школы "стареет", численность учащихся существенно снижается. В последующие годы численность учащихся снизится. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит, школа должна быть "привлекательной " для родителей, учащихся. Положительным в работе школы являются следующие моменты: - высокий и стабильный кадровый потенциал; - система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе; - сформировано ученическое самоуправление; -система и координация деятельности всех структур коллектива администрацией школы; -соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень - создание многопрофильной школы толерантности. Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины: - недостаточная подготовленность педагогического коллектива к инновационным процессам; - недостаточная материально - техническая база; - низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной школе; - самоустранение родителей от воспитания своих детей; - сравнительно низкий показатель качества обучения по некоторым предметам. Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их социализацию в современном обществе.
5.4. Основные положения концепции школы 1. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе должны быть ориентированы на: • самопознание и саморазвитие учащихся; • развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи; • формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся; • поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности; • развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу. Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества. Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения. 2. Современная школа немыслима без педагогов, не ориентированных на достижение личных, профессиональных и иных качеств. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность. С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников. 3. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения: • внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху; • профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива Определяя свою концепцию развития школы, мы представляем, каким будет выпускник нашей школы.
5.5 Представление о выпускнике школы и качестве образовательного процесса Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Присущие выпускнику качества базируются на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию. Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов. Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором: • формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях; • развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию; • в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира; • не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся. Таким образом: развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое будет способствовать становлению выпускника как компетентной и мобильной личности, способной быстро адаптироваться к окружающей его среде, найти свое применение в общественной и профессиональной деятельности.
6.Основные направления программных мероприятий 6.1 Сроки реализации программы: ноябрь 2008 года - июнь 2012 года. 6.2 Этапы реализации программы 1. Ориентировочный (2008-2009 гг.). 2. Основной этап (2009-2011 гг.). 3. Обобщающий (2011-2012 гг.). 6.3 Основные мероприятия по Программе развития. 1. Ориентировочный (2008-2009 гг.). Цель: Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации школьного образования. Задачи: - аналитико- диагностический анализ деятельности школы; - выявление проблем в деятельности школы; - определение приоритетных направлений развития; - изучение современных педагогических технологий с целью их использования в образовательном и воспитательном процессе; - разработка Программы развития школы; - разработка предусмотренных Программой развития программ.
Основные мероприятия по реализации Программы развития на I этапе
2. Основной этап (2009-2011 гг.). Цель: Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. Задачи: - внедрение и использование в образовательном и воспитательном процессе передовых педагогических технологий, способствующих развитию творческой одарённости учащихся, формированию навыков гражданского поведения и укреплению здоровья; - реализация разработанных на I этапе программ; - совершенствование образовательного пространства и содержания образования; - развитие родительских общественных объединений, привлечение их к участию управления школой
Основные мероприятия по реализации Программы развития на II этапе
3. Обобщающий (2011-2012 гг.). Цель: Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы. Задачи: - обобщение результатов работы пед. коллектива школы за последние 5 лет. - соотношение результатов реализации Программы развития с поставленными целями и задачами. - определение перспектив и путей дальнейшего развития школы. Основные мероприятия по реализации Программы развития на III этапе
В результате осуществления мероприятий по реализации Программы развития мы ожидаем получить следующие результаты: - создание образовательного пространства, ориентированного на успех; - сформированности высоких духовно -нравственных качеств школьников - эффективное физическое развитие школьников; - сохранение и улучшение здоровья учащихся; - доступное качественное образование для каждого ученика; - личностно-ориентированная направленность деятельности школы; - успешное функционирование воспитательной системы школы; - высокий уровень интереса школьников к учебным предметам; - саморазвитие и профессиональное совершенствование членов педагогического коллектива.
7. Управление программой Характеристика управляющей системы школы.
Необходимость совершенствования уровня системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями. Для развития инициативы педагогов и учащихся управляющая система должна обеспечить:
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Уставом школы» на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В основу положена пятиуровневая система управления. Первый уровень структуры – уровень директора. Директор школы определяет совместно с советом школы стратегию развития школы, представляет ее интересы в государственных и общественных инстанциях. Он несёт персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создаёт благоприятные условия для подготовки и реализации профильного обучения. На втором уровне – функционируют как традиционные субъекты управления (педагогический совет, школьная конференция), так совет учреждения. Высшим коллегиальным органом управления является общешкольная конференция представителей педагогического коллектива, родителей, общественности и учащихся, которую проводят 1 раз в два года. Педагогический совет – орган управления школой, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития, рассматривает научно-методические вопросы, несёт коллективную ответственность за принятые решения. Общественные учительские организации в настоящее время представлены профсоюзным комитетом школы, который принимает участие в организации жизнедеятельности педагогического коллектива, стоит на защите прав учителей.
Третий уровень структуры управления – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен административным советом, малыми педагогическими советами и аттестационной комиссией. В административный совет входят директор и его заместители. Совет координирует деятельность администрации, подводит итоги и вносит необходимые коррективы в процесс развития школы. Собирается еженедельно, подчиняется директору школы. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных методических объединений, руководители творческих групп, творчески-работающие учителя. Возглавляет его заместитель директора по УВР. Методсовет является главным консультативным органом школы по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности коллектива. Методсовет подотчётен педагогическому совету, несёт ответственность за принятые решения и обеспечивает их реализацию. Аттестационная комиссия создаётся с целью аттестации педагогических работников школы, изъявивших желание пройти аттестацию на присвоение второй квалификационной категории по должности «учитель». Состав утверждается приказом директора школы. Возглавляет аттестационную комиссию директор школы. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет управление функционированием школы: контролирует выполнение минимума содержания образования, отслеживает уровень обученности и обучаемости учащихся. Руководить работой методических объединений, педагогических консилиумов, несёт ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса в школе. Заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог организуют внеурочную воспитательную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления. Контролируют состояние воспитательной работы в школе, отслеживают уровень воспитанности учащихся, работают с детьми, требующими особого педагогического внимания, отвечают за связь с внешкольными учреждениями.
Четвёртый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области. Руководитель МО выбирается из состава членов МО и утверждается директором школы. МО ведёт методическую работу по предмету, организует внеклассную деятельность учащихся, проводит анализ образовательного процесса. МО имеет право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь. МО согласует свою деятельность с методическим советом школы и в своей работе подотчётен ему. Педагогический консилиум предназначен для изучения личности каждого ребёнка и коллектива класса с целью определения их реальных учебных возможностей и уровня воспитанности. На консилиумах принимаются решения о совместных действиях по ликвидации пробелов в знаниях и умениях, повышению уровня воспитанности, конкретной роли каждого учителя в реализации рекомендаций консилиума. Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. Это уровень соуправления, предполагающий курирование, помощь, педагогическое руководство для превращения ученика в субъект управления. Совет старшеклассников – орган ученического самоуправления, который планирует и организуют внеурочную деятельность учащихся. Курирует работу совета старшеклассников заместитель директора по ВР, вожатая. Советы коллективных творческих дел – временные объединения школьников, созданные для проведения конкретного мероприятия, объединяют в группу детей разного возраста. Деятельность их основывается на методике коллективной творческой деятельности. Классные органы самоуправления организуют внеурочную работу внутри класса, согласуют свою деятельность с советом старшеклассников и советом командиров. Направляет работу детей классный руководитель. Но для обеспечения выполнения программ развития школы в штатное расписание необходимо ввести должность заместителя по научно-методической работе.
9 .Основные критерии и показатели эффективности реализации Программы развития школы
Эффективность реализации Программы развитияшколы будет отслеживаться по следующим критериям и показателям: · повышение уровня профессионального мастерства учителя - творческий рост всех участников образовательного процесса; - рост качества обученности школьников по предметам; - рост числа педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории; - рост активности учителей, отслеживаемый через участие в семинарах, конференциях, публикации в печатных изданиях и на интернет-сайтах.
· повышение качества образования - рост мотивации обучения школьников; - рост результативности участия школьников в районных, Всероссийских олимпиадах и конкурсах; - востребованность элективных курсов;
· позитивная социализация обучающихся и выпускников - уровень сформированности ценностных и духовно-нравственных основ личности; - уровень сформированности адекватно - высокой самооценки у каждого школьника; - устойчивая мотивация на здоровый образ жизни; - уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся.
10. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором школы, заместителями директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе, Советом учреждения.
«Утверждено» «Утверждаю» Педагогическим советом директор. МОБУ СОШ им. МОБУ СОШ им.М.М Шаймуратова М.М Шаймуратова Муратшин И.М протокол № 1 от 30.09.2008 г приказ № 124 от 25.09.2008 г
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Концепция программы. Выявление одарённых детей со ступени начального образования на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Определение одарённых детей: -дети, имеющие более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; -дети, имеющие доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; - дети, испытывающие радость от добывания знаний, умственного труда.
Цели и задачи работы с одарёнными детьми.
1. Выявление одарённых детей. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: - знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах организации работы с одаренными детьми; - обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование; - накопление библиотечного фонда по данному вопросу; - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одарённых детей. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: - отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем , через самостоятельную работу. - Стратегия работы с одарёнными детьми.
1 этап – аналитический- 1-4 класс Характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. Организация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Учащийся должен проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. 2 этап - диагностический- 5-9 классы. На этом этапе проводиться индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности : учебную и внеклассную. Содержание работы с одарёнными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Организация групповых форм работы: тренингов, научно- практическая деятельность, проектные задания, интеллектуальные игры. 3 этап - формирования, углубления и развития способностей учащихся. На этом этапе c одной стороны завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально – адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе: - индивидуализированные формы учебной деятельности (заочные школы, работа по индивидуальным программам); - выработка проектно- исследовательских навыков; - самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Условия успешной работы с одарёнными учащимися.
v Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. v Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми. v Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Учитель должен быть: - увлечен своим делом; - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессионально грамотным; - интеллектуальным, нравственным и эрудированным; - проводником передовых педагогических технологий; - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса - знатоком во всех областях человеческой жизни. Формы работы с одарёнными учащимися. - творческие мастерские; - групповые занятия с сильными учениками; - факультативы; - кружки по интересам; - конкурсы; - интеллектуальные игры; - участие в олимпиадах; - консультирование в заочных школах; - работа по индивидуальным планам. Программа предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. План работы по программе «Одарённые дети» на 2008-2012г.
УТВЕРЖДАЮ» Директор МОБУ СОШ им.М.М Шаймуратова Муратшин И.М. « » 2008г
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. Общее положение:
Цель деятельности: стимулировать учителя к самостоятельному осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Задачи деятельности:
Содержание деятельности:
Рейтинг складывается из четырёх параметров: Методика расчёта рейтинга учителя Rуч = Rпр + Rвн + Rм + Rа
Rпр= Rср+ Ксл- 0,2N
Rвн= Vш+ Vпро+ М
Rм= Р1 +Р2+ Р3+ Р4+ Р5
Rа= А1+ А2+ А3
3.Оглашение результатов рейтинга в конце года на педсовете « Поиски, творчество, находки». Перечень вознаграждений:
«Утверждено» «Утверждаю» Педагогическим советом директор Муратшин И.М протокол № 1 от 30.09.2008 г приказ № 124 от 25.09.2008 г
ПРОГРАММА« ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ»
Пояснительная записка. Программа « Здоровье» рассчитана на период с 2008 по 2012г.. Необходимость введения этой программы заключается в следующем:
Программа предусматривает следующие цели и задачи. Цель:
Задачи:
Для реализации программы необходима следующая материально- техническая база:
Недалеко от школьной территории располагаются следующие спортивные сооружения:
Программа должна реализоваться через: а создание методического объединения , в состав которого должны входить учителя физической культуры и ОБЖ; б укрепление материальной базы техническими средствами; в увеличение количества уроков физкультуры до 3-х часов за счёт вариативной части учебного плана при условии создания необходимых условий для занятий спортом (укомплектованность спортивным инвентарём, оборудованное помещение); г оптимизацию расписания уроков и внеурочной деятельности; д изменения в структуре уроков, позволяющих включать физкультминутки; е организацию горячего питания; ж организацию совместной деятельности педагогов и медицинских работников; з работу социального педагога и психолога с учащимися и учениками.
Результаты реализации программы могут быть следующие:
Результаты программы могут быть представлены в форме отчёта, с обязательным заслушиванием и обсуждением на педагогическом совете в конце школы.
Содержание программы. Раздел 1. Формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.
Раздел 2. Разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.
Раздел 3.Нормализация учебной нагрузки.
Раздел 4. Повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Спланировать и проводить курс лекций по возрастным особенностям развития детей.
План мероприятий по выполнению программы.
|
|
© SHAIMURATOVO |